Лингафонный кабинет как средство повышения познавательной активности обучающихся при изучении иностранного языка
В нашем колледже используются мультимедийные технологии на уроках иностранного языка. Этому во много способствует модернизация современного образования, в частности переоснащение материально-технической базы образовательного учреждения. В этом учебном году наш колледж получил Мобильный лингафонный кабинет. Благодаря этому оборудованию я имею возможность развивать свою медиакомпетентность.
Лингафонный кабинет как техническое средство обучения занимает особое место в изучении иностранного языка и его преимуществами по сравнению с другими средствами обучения являются:
- многообразие разных режимов организационных форм работы (общий, парный, групповой режимы);
- четкое определение условий применения технических возможностей лингафонного кабинета в зависимости от целей, содержания этапа обучения;
- управление познавательной деятельностью как на этапе формирования умений и навыков, так и на этапе контроля;
- характер взаимодействия преподавателя и обучающихся; возможность комплексного использования (подключение CD-плеера или телевизора).
- При этом можно выделить следующие функции лингафонного кабинета:
- информативная;
- тренировочно-обучающая;
- контролирующее-корректирующая;
- коммуникативная;
- управление учебной деятельностью.
- Условия для эффективного использования лингафонного кабинета:
- понимание роли, места и значения ЛК в преподавании предмета;
- знание психолого-педагогических основ эффективного использования ЛК;
- владение методикой использования ЛК.
- Целесообразность использования лингафонного кабинета определяется содержанием учебного материала. Целенаправленное включение лингафонного кабинета в урок приводит к тому, что изучение темы приобретает новые качественные особенности, способствует индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Применение данного технического средства является делом творческим, и задача учителя состоит в том, чтобы овладеть методикой применения и совершенствовать ее.
- Учащиеся получают удовлетворение от уроков в лингафонном кабинете, что очень важно для поддержании занятия, которая позволила бы сохранить устойчивую работоспособность и оптимальный уровень функционального состояния организма.
На парах с применением лингафона эффективно решаются следующие задачи:
- Формирование артикуляции и ритмико – интонационных навыков (по ФГОС-топ 50 обучающийся должен уметь четко произносить высказывания в пределах литературной нормы)
- Формирование и совершенствование навыков чтения и аудирования (по ФГОС-топ 50 обучающийся должен уметь понимать общий смысл четко произнесенных высказываний в пределах литературной нормы на известные темы)
- Формирование и совершенствование навыка говорения (лексического, грамматического) (по ФГОС-топ 50 обучающийся должен уметь строить простые высказывания)
- Развитие и контроль устной речи (монологической, диалогической) (по ФГОС-топ 50 обучающийся должен уметь участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы, кратко обосновывать и объяснить свои действия)
- Контроль понимания прослушанного, усвоения лексики (ФГОС-топ 50 обучающийся должен уметь понимать тексты на базовые профессиональные темы) Это техническое средство желательно применять через 5-10 минут после начала урока, уровень громкости звуковых сигналов должен быть в пределах 40-50 дб, длительность звукозаписи 20 минут. Невыполнение данных требований приводит к утомляемости организма учащегося, что снижает качество обучения.
В набор стандартного оборудования для лингафонного кабинета входят:
- рабочее место преподавателя (учительская консоль);
- рабочее место студента;
- сетевое оборудование, система управления;
- программное обеспечение, реализующее цели и задачи лингафона;
- в оборудование могут входить и дополнительные компоненты, например: интерактивная доска, видеокамеры.
По отношению к обучаемому лингафонный кабинет выступает в качестве средства воссоздания условий деятельности, и как инструмент деятельности оказывает техническую поддержку в получении или передаче информации.
Преподаватель использует лингафонный кабинет для достижения учебной цели рациональным способом, повышения эффективности учебного процесса при значительной экономии времени. Лингафонный кабинет дает возможность учителю организовать коллективную работу с элементами самостоятельных действий каждого учащегося, проконтролировать или скорректировать деятельность каждого учащегося путем подключения к его рабочему месту.
Работая в лингафонном кабинете студенты развивают лексические, грамматические, фонетические стороны языка, преодолевают личностно — психологический барьер общения. Использование преподавателем лингафонного кабинета позволяет спланировать занятие таким образом, чтобы каждый студент изучал предмет в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Использовать оборудование кабинета для индивидуализации обучения можно практически на каждом этапе занятия. Например, при обучении устной речи, пара может рассказывать диалог под контролем преподавателя, в то время как остальные студенты выполняют другие задания.
Исходя из технических возможностей лингафонного кабинета, учащимся могут быть предложены следующие виды работ:
при обучении лексической стороне речи:
прослушивание и повторение за диктором лексической единицы, фразы; введение, закрепление лексического материала и контроль его усвоения, где преподаватель прослушивает каждого учащегося и индивидуально корректирует;
при обучении говорению
— в парном режиме : общение между партнерами на разных рабочих местах: вопрос-ответ; диалогическое общение; взаимоконтроль;
— в групповом режиме: соседние рабочие места 1+2+3+4, и т.д.:
работа по цепочке; полилог, где преподаватель за один период времени успевает прослушать всех учащихся, таким образом экономится время, что невозможно при обычной классной форме урока;
— в общем (фронтальном ): монологическое высказывание по теме всех учащихся и запись одного из них или одной или двух логически завершенных частей нескольких учащихся, а затем прослушивание записи с целью выявления типичных ошибок (фонетических, лексических, грамматических);
при обучении аудированию: слышать иноязычную речь без посторонних помех в нужном для себя звуковом оформлении;концентрировать свое внимание на прослушивание аудиосигнала и его понимание;
при обучении чтению: прослушивание и повторение за диктором фразы из повествовательного или поэтического текста; совместное прочтение с аудиотекстом; чтение диалогического текста по ролям (после диктора и совместное прочтение);
запись: запись одного ученика (монологическое высказывание по теме или диалогическое общение; произнесение рифмовок, скороговорок, ряда слов на определенный звук или тему; чтение поэтического или повествовательного текста); запись комментария преподавателя к текущей записи; запись одного ученика и прослушивание других в общем (фронтальном ) режиме.
виды режимов: парная, групповая, индивидуальная работа, режим случайного выбора. Все эти технические возможности оборудования и были продемонстрированы на открытом уроке. Во время урока, когда обучающиеся работали в паре, преподаватель имел возможность подключаться к одной из пар в любой момент, контролируя ход урока.
На уроках мы просматриваем видеосюжеты и обучающимся доступен качественный звук без лишних отвлекающих шумов, который вряд ли можно получить с помощью звуковых динамиков.Заключение
В целом, можно констатировать, что применение оборудования и программного обеспечения лингафонного кабинета на занятиях английского языка позволяет
— сбалансировать учебный процесс,
— применять индивидуальный подход в обучении,
— работать над повышением качества обучения,
— развивать творческий потенциал обучающихся
— повышать мотивацию к изучению предмета.
С таким докладом к презентации я усешно выступила на Педагогическтм совете.