В рамках открытия года Педагога и Наставника 11 января 2023 года в колледже были проведены Педагогические чтения «Реализация компетентностного подхода как фактор развития профессионально–творческой личности в системе СПО». На данном мероприятии были представлены 12 докладов педагогов колледжа, среди них и мой доклад на тему
» Дифференцированный подход в деятельности преподавателя английского языка «.
Вот основные тезисы моего выступления:
Д.И. Писарев говорил: Человек, действительно уважающий личность, должен уважать её в своём ребёнке, начиная с той минуты, когда ребёнок почувствовал своё я … Каждодневная работа настраивает детей двигаться дальше, достигать больших успехов. Успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых важную роль играет обучение соответствующее возможностям и способностям ребёнка, т.е. дифференцированное обучение
Цель уроков английского языка в системе СПО — привить интерес к изучению английского языка, сформулировать умения общаться (письменно и устно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы, овладеть навыками общения, говорения- диалогической и монологической речью.
Изучение английского языка в профессиональных учебных заведениях должно быть нацелено не только на овладение общими знаниями в области иностранного языка, но и на повышение языковой квалификации обучающегося по основной приобретаемой им профессии.
Решение такой задачи требует ориентации учебного процесса на получение специальных знаний по английскому языку и в этих целях его дифференциации.
Предлагаемый вид дифференциации подразумевает обучение английскому языку с учетом типологии социальных групп людей и социальных ситуаций, обслуживаемых языком, а также языка специальности в узкой области профессионального образования.
Система дифференциации процесса обучения английскому языку должна осуществляться в соответствии с дифференциацией самого учебного процесса при разделении последнего по специальностям.
Вместе с тем, как известно, все студенты – разные и по способностям, и по темпам обучения, и по интересам, и по запросам.
Большая роль отводится, во первых, дифференцированному обучению, которое предполагает учет индивидуальных способностей и потребностей обучающихся и проявляется в конкретизации целей, задач, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса, требуя использования многообразия форм и методов обучения.
В нашем колледже часто возникают проблемы, связанные с неодинаковым составом студентов в одной учебной группе и достичь абсолютной однородности группы по составу невозможно. И здесь дифференциации направлена и соотносится с разноуровневым обучением.
Разноуровневое обучение строится на 2х аспектах педагогического процесса: дифференциация и индивидуализация.
Дифференциация – это учет личностных интересов учащихся, тип мышления, уровень обученности, уровень индивидуального развития учащихся.
Индивидуализация предполагает создание условий, в которых каждый учащийся сможет проявить свои способности и таланты.
Дифференцированное обучение заключается в следующем:
1. Не дотягивать всех до единого уровня, а создавать условия каждому в силу его потребностей, возможностей и желания.
2. Последовательное освоение и сдача уровней.
3. За одно занятие можно сдать только одну тему.
4. Для получения оценки «3» необходимо знание не менее 50 % из числа предложенных в данный период времени тем, на «4» – 70–80 %, на «5» – 90–100 %.
5. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку
6. Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, право на собственное мнение и ошибку.
Одна из трудностей — найти оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы при обучении иностранному языку.
Другая — определение индивидуальных особенностей личности обучающегося и организацией на этой основе деятельности преподавателя, направленной на развитие умственных способностей каждого ученика.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие форм и методов обучения английскому языку в направлении его дифференциации является позитивной перспективой с учетом развития мировых тенденций межкультурной коммуникации.
«Чтобы усвоить язык, надо не язык изучать, а окружающий мир с его помощью».