Изучая новую примерную программу наткнулась на рекомендации по использованию новых методов и ресурсов.
«Занятия становятся интерактивными – студенты активно общаются между собой, а не пассивно воспринимают информацию, предоставленную преподавателем.
В рамках коммуникативного подхода существует несколько методов, например,
- метод опоры на физические действия (Total Physical Response, TPR),
- метод коммуникативных заданий (Task-Based Learning, TBL),
- метод презентация-практика-продукция (Presentation-Practice-Production, PPP).
Для студентов наиболее универсальным является метод презентация-практика-продукция (PPP), при котором процесс обучения включает следующие стадии: 1) языковые единицы предъявляются студентам для имитации (презентация); 2) студенты используют данные единицы в контролируемых условиях (практика); 3) студенты используют данные языковые единицы в свободной/менее контролируемой речи (продукция).
Суть метода коммуникативных заданий (TBL) заключается в том, что студенты выполняют речевые и неречевые действия, вступая в контакт друг с другом, с другими группами учащихся или прочими источниками, пытаясь найти пути решения данной коммуникативной задачи (мозговой штурм, дискуссия, презентация, письменное задание). Такие задания дают студентам возможность использовать свои знания иностранного языка и совершенствовать беглость и точность речи.
Разработка технологической карты занятия в русле коммуникативной методики по шаблону становится увлекательным занятием.»
Начинаю обзор и внедрение.
Мне удобно разобрать и применять эти методы по этапам урока.
Метод TPR используется в преподавании уже больше 30 лет. Его разработал американский профессор Джеймс Ашер. Методика ориентирована на запоминание новой лексики в процессе движения. Опираясь на теорию двух полушарий Ашер сделал вывод о том, что при использовании классических образовательных методик, правое (отвечающее за образное мышление) зачастую остается не задействованным. В процессе игры по методике TPR, напротив, наглядно-образное мышление выходит на первый план. Я вижу применение этого метода как речевая разминка в начале занятия.
Task-based learning (TBL) is a teaching method that focuses on context and meaning. This approach is also called task-based instruction (TBI) or task-based language teaching (TBLT). In a task-based language learning class, teachers give students tasks to compete so that they can practise the language in a personalised and meaningful way. After completing the task, the teacher asks students to consider the language they used. However, the main focus of a task-based learning class is on the students actually doing the task itself. This reveals the language that is studied. Task-based language learning uses practical tasks to help students find their own useful vocabulary and language structures. summary: Используя данный подход к преподаванию, в центр внимания ставится непосредственно само задание, а не грамматические или лексические вставки. Цель заключается не в изучении структуры, а в выполнении задания. Конечно, чтобы успешно справиться с заданием студенты должны правильно использовать речь и обмениваться своими идеями. Таким образом язык становится инструментом коммуникации, который нацелен на то, чтобы помочь учащемуся успешно справиться с поставленной задачей. Студенты могут использовать любой язык. Главное, они должны достичь своей цели. Обычно не существует единственного правильного ответа на подобные задачи. Студенты сами придумывают способ их выполнения, используя язык, который считают нужным.
Example tasks might be going food shopping, visiting the doctor, dealing with issues in an airport, making a telephone call, being interviewed or conducting an interview, ordering a taxi, complaining about a meal in a restaurant or resolving an issue in a shop. Task-based learning allows students to uncover their own vocabulary during the task.
Структура PPP значительно экономит время на стадии планирования; элементы PPP используются в более современных подходах к организации урока, например, Task-Based Learning и Encounter-Engage-Exploit. Presentation– самая пассивная часть для студентов. Преподаватель представляет информацию в избранной форме (раздаточные материалы, флешкарты, список слов, картинки, презентация на доске, с помощью проектора и т.д.). Тема должна быть раскрыта достаточно детально, чтоб на этапе практики у студентов не возникало дополнительных вопросов. В качестве примеров преподаватель должен использовать понятные по смыслу слова/предложения, и, что важно, достаточно полные, чтоб студенты могли уловить смысл и функцию изучаемой конструкции/слова/ фразы. Сделайте это можно более интересно с использованием: индуктивного подхода и guided discovery; изображений, аудио и видео; реалий и предметов; total physical response. Practice – также называется дриллингом, часть занятия, в которой весь представленный материал преподавателем механически отрабатывается студентами. Это могут быть письменные упражнения (fill in the gaps, match, transcribe, unscramble, put into the correct order etc.), тестовые задания (multiple choice, correct/incorrect, true/false) всевозможные игры. На данном этапе важно достичь правильности использования и четкого понимания изучаемого слова/ словосочетания/ грамматической структуры в контексте. Это контролируемая практика под руководством преподавателя, во время применения которой надо убедиться, что ученики верно поняли задание для тренировки новых языковых единиц, и исправлять ошибки употребления по мере необходимости. Production – последняя, самая длительная, но самая важная часть метода, которая состоит из практических заданий на изучаемую тему. Важно, чтобы задания позволили ученикам выразить свои мысли, используя выученную лексическую или грамматическую структуру. Учитель становится наблюдателем или собеседником. В отличие от контролируемой практики, цель свободной практики — привыкнуть пользоваться лексическими единицами, чтобы решить коммуникативную задачу, как если бы ученик находился за пределами кабинета английского: дискуссия; диалог по ролям; подготовленное высказывание; storytelling и др.
Example tasks might be: Practice: gap fill exercises, split sentences, asking and answering questions using the target language, reordering sentences, sentence transformations, picture dictations, class questionnaires and matching sentences to pictures. Production: information gaps, a role play, spot the differences, a simulation activity, picture cues, problem solving, class survey, find someone who, a communication task, board games.
Идеального метода не существует, поэтому я буду изучать своих студентов, их желания и свои возможности! И найду для себя наилучшую золотую середину и комбинацию различных методов!